ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

2 МАРТА 2017 ГОДА СОСТОЯЛАСЬ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ».

В конференции приняли участие 378 человек из 12 субъектов Российской Федерации (Тульской, Московской, Ленинградской, Калужской, Вологодской, Воронежской, Ярославской, Череповецкой, Мурманской, Ульяновской областей, а также Ставропольского края и Ямало-Ненецкого автономного округа).





В рамках работы секций мы представили собственный опыт внедрения интерактивного оборудования SMART.

Текст доклада войдет в сборник материалов конференции. Но для вас, коллеги, мы приводим его ниже:)

Спасибо Министерству образования Тульской области и Институту повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области за высокий уровень организации мероприятия и комфортную рабочую обстановку. 

Итак, доклад.



ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
ИСТОКИ, ПОТЕНЦИАЛ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Афонина Наталья Юрьевна
МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства», Тула
natalyaafonina.tula@yandex.ru

Благодаря реформе системы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста образовательные горизонты и возможности развития современных дошколят постоянно расширяются. 

Появляются новые источники и способы получения знаний, растет объем и спектр окружающих ребенка технических средств. 

Перед педагогикой сегодня стоит задача: спланированно, дозированно и организованно использовать ресурсы XXI века.

Для эффективного внедрения компьютерных технологий необходимо не только уточнить содержание образовательного контента с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, позитивного влияния на кругозор и познавательные способности детей, но и раскрыть для педагога принципы, методы и приемы работы с новым оборудованием, варианты его реализации в образовательной практике.

Начнем с того, что «технологизация» образования является естественным следствием общественного прогресса. Если в 1996 году средний возраст знакомства с информационными технологиями приходился на 16-17 лет, в 2001-м речь шла о пяти-, семиклассниках и даже детях младшего школьного возраста [2].
 В настоящее время активными пользователями технических устройств становятся в том числе дошколята: аудитория потребителей смартфонов, компьютеров, игровых приставок, ресурсов Интернет и пр. стремительно растет и молодеет.

Включенность дошкольников в изменившуюся социокультурную среду в целом и информационно-цифровую среду в частности формирует и определяет иную сущность современного детства: новое поколение не испытывает стресса при контакте с техникой, более того, дети настойчивы и требовательны в своем взаимодействии с ней. Познавательные и эмоционально-личностные особенности современного ребенка можно назвать прямой побудительной причиной продвижения в системе официального дошкольного образования серии технических средств.

Н.А. Горлова на основе данных исследований ЮНЕСКО отмечает: для дошкольника XXI века характерна повышенная потребность к восприятию информации. Объем его долговременной памяти больше, а проходимость оперативной – выше. Ребенок готов и мотивирован перерабатывать множество звуковых и визуальных сигналов за малый промежуток времени [1].

Именно поэтому такие источники информационной энергии как телевидение и компьютер оказываются в зоне личностных и образовательных интересов детей.
 Несмотря на очевидные метаморфозы социальных и культурно-исторических реалий педагогический процесс достаточно долго был формализован и действовал в рамках традиционных установок. 

С принятием ФГОС ДО в российской образовательной практике возникли предпосылки столь необходимых обществу перемен. Педагогика, соответствующая особенностям современного детства, признает многообразие эффективных с позиции развития ребенка детерминат, среди которых – цифровые информационные ресурсы. Она направляет познавательную активность детей, поддерживает инициативное действие с мотивирующими дошкольника объектами, будь то планшет или новейшее интерактивное оборудование.

Постепенно система дошкольного образования выстраивает стратегию совмещать интерес дошкольника к имеющимся информационным средствам, его потребность ярких, насыщенных впечатлений с конструктивным использованием техники во благо ребенка. 

И будут ли реализованы эти потенции в дальнейшей жизни зависит от каждой дошкольной образовательной организации, от взрослых, облеченных профессиональной ответственностью: воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, от нас.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Мир детства» всецело разделяет постулат современной педагогики о том, что задача образования и развития ребенка в ХХI — не просто не избегать медиа-средств, изолируя ребенка от мира цифровых технологий, но, изменив условия их применения, добиться развивающего эффекта, целенаправленно формировать способности детей. 

Вдумчивое, методологически обоснованное внедрение современных технических средств в образовательный процесс детского сада позволило учреждению стать инновационной и базовой площадками ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в решении задач целостного развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»).

Конечно, мы только начинаем открывать для себя преимущества использования новых технологий, и тем не менее: 

— возможность продемонстрировать воспитанникам большинство ранее недоступных «здесь и сейчас» предметов и явлений, будь то ледоход, гроза, морской прибой или окукливание гусеницы; 

— создание удивительной ситуации взаимодействия и взаимопонимания, когда каждый ребенок становится частью команды; 

— и неиссякаемый, постоянно возрастающий интерес детей являются поводом говорить и писать о интерактивном чуде, имя которому – SMART. 

В Туле это оборудование уже стало частью материального оснащения многих образовательных организаций.

Итак,

1) SMART Table (интерактивный стол). 

Сенсорный стол, чья поверхность поддерживает до 40 прикосновений одновременно. Достаточно высокий – рядом свободно размещается детское инвалидное кресло, устойчивый и антивандальный – даже несколько гиперактивных малышей не смогут его перевернуть или сломать. 

Есть разъемы для подключения дополнительных средств – например, звукоусиливающих наушников. 

Но самое главное – это программное обеспечение. Скачав и установив программу SMART Table на свой компьютер, педагог может создавать собственный интерактивные занятия с учетом индивидуальных особенностей и потенциала группы.  

2) SMART Board (интерактивная доска).

Большой сенсорный экран работает как часть системы, в которую входят компьютер и проектор. Изображение с компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. При желании его можно изменять, вносить пометки, используя перо (стилус, ручку) или обычное прикосновение пальцем.

И тем не менее, основной образовательный потенциал, суть SMART Board — это широкий доступ к информации, иллюстрирование физических и социальных объектов.

Интерактивная доска с легкостью отобразит все, что попадает в поле познавательных интересов ребенка, привлекает его внимание, заставляет детей думать. Достаточно ноутбука, доступа к сети Интернет – и на интерактивной поверхности SMART возникнут горы, тайга, мегаполис, лиственница, судак или фламинго.

Здравый смысл подсказывает, что в традиционном знаниевом пространстве дошкольник не получит и половины тех зрительных и слуховых стимулов, которые способен обеспечить ребенку педагог, работающий со SMART Board.

И пусть в отношении оборудования SMART отечественная педагогика пока находится на позиции практической пробующей деятельности, мы уверены: когда методика «компьютеризации» образования будет определена, а внедрение ИКТ структурировано и окультурено, именно в SMART педагогика найдет дополнительный источник, стимул развития ребенка в частности и системы образования в целом.

 Литература:

1. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они?// Обруч. 2009.  №1. С. 3-6.

2. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015.

 
 
 

 

Тула делится опытом

В январе в Туле на базе МБДОУ ЦРР № 5  «Мир детства» прошло  городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов.







Были освещены современные интерактивные технологии, используемые в работе с детьми коррекционных групп (программируемые роботы Bee-Bot, звукозаписывающие устройства: лупы, микрофоны, «говорящие» коробочки-сюрпризы).











Но самое главное — мы систематизировали и презентовали коллегам бесплатные и понятные даже неопытному пользователю web-ресурсы: генераторы ребусов, прописей, пазлы-онлайн и многие другие. 









Эти сервисы я с удовольствием использую в собственной практике, большинство описывала в личном блоге на сайте EDGURU.RU. 

Тула пробует, изучает, внедряет. Присоединяйтесь! 






 

"Мир детства": новый, современный, долгожданный.

22 февраля 2017 года в Туле открылся новый детский сад.

Здание по адресу Ю. Фучика, 28 станет третьим структурным подразделением образовательного центра «Мир детства» (авторизованного учебного центра SMART).

Детский сад оснащен с учетом потребностей и интересов современного ребенка.

Дошколят ждут пособия Воскобовича и Зайцева, экспериментальные наборы немецкой фирмы MEKRUPHY, программируемые роботы Bee-Bot, интерактивная система EduQuest, наше любимое оборудование SMART и многое, многое другое.

Успеха тебе, «Мир детства». В добрый путь! 



 

ОНЛАЙН-СЕРВИС «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ» ИЛИ «Я ЧИТАЮ ПО СЛОГАМ! ПОРА “СДЕЛАТЬ” КНИГУ»

Ура! Ребята учатся читать. Уже освоены буквы и малыши с удовольствием соединяют: «М. А. Ма!», «Н. О. Но!», пытаются прочесть заголовки стендов и даже садовское меню.
 
Самое время выделить место – полку в группе – для «библиотеки юного читателя».
 
Какие книги наполнят ее? Достаточно тонкие, с крупным «послоговым» текстом на белом фоне и яркими иллюстрациями. Эти книги привлекают детей, воспринимаются как посильные и интересные. Приятно работать и с правильно оформленным текстом. Большие контрастные буквы быстро прочитываются детьми, «видеть» и «узнавать» их легко: намного проще, чем буковки в папиной газете.
 
Сколько радости дарит новая книга! И как быстро она заканчивается. Конечно, можно (и нужно) перечитать. Но детям так хочется попробовать свои силы в чем-то другом, неизведанном: других словах, фразах, историях.
 
Нас выручил Интернет. А именно, www.syllables.ru – сервис, который помогает разделить слова на слоги. Достаточно ввести слово в специальное поле и нажать на кнопку «разделить». 



 Итак.

1. Копируем небольшой текст, рекомендованный для чтения в детском саду, или сочиняем свой.

2. Жмём «Разделить на слоги».

3. Осталось вставить заготовку в Word, задать кегль и шрифт (TimesNewRoman, 24) и добавить подходящую картинку.
 

Всё!
 

Распечатайте несколько страниц: почитать захотят многие. И купите папку-скоросшиватель. День за днем, страница за страницей ее будут наполнять новые рассказы.
 

Теперь выбор за детьми: пролистать и найти особенно полюбившуюся историю или «почитать что-то еще».
 

Через месяц-два рассмотрите папку. Удивительно, насколько трудными стали слова, длинными – предложения. Это выросли наши любящие читать дети.
 

А мы сделали главное – сберегли, помогли окрепнуть естественному интересу.
 

Ведь любовь к книге для многих – родом из детства.

Новогодний урок SMART !

Уважаемые коллеги!

В преддверии  новогоднего праздника, во всех образовательных учреждениях нашей большой страны, педагоги проводят уроки или внеурочные мероприятия, посвященные этому замечательному, долгожданному дню в году. Учителя продумывают программу уроков, мероприятий, в которые включаю  интерактивные активности для своих учащихся разных возрастов. Задания могут быть с применением интерактивной доски SMART Board в ПО SMART Notebook, документ камеры SMART или интерактивного стола SMART Table, с использованием захватывающих интернет — ресурсов или игровые активности, с коммуникативной направленностью. Учащиеся, со своей стороны, украшают учебные аудитории, кабинеты или лектории новогодней мишурой, поделками или рисунками.



Как вы проводите такие уроки или мероприятия со своими учениками?
Напишите статью об этом в своем блоге в сообществе, поделитесь самыми удачными идеями, добавьте фотографии.
(Требования к публикации в блоге).

Интересные публикации в сообществе по данной теме:
" Поздравим с Новым годом!"
«Классные каникулы: „Винни Пух и подходящая компания“
 
*За публикацию вы получаете баллы, согласно программе »Лестница успеха"

С уважением, руководитель проекта EDGURU, Луиза Плотникова. 

В Новый год — с новым SMART Notebook

13 декабря вышел последний в 2016 году релиз программного обеспечения SMART Notebook 16.2. Обладатели подписки на интегрированный пакет SMART Learning Suite будут приятно удивлены дополнительными возможностями и расширением функционала универсального программного обеспечения для создания интерактивных уроков.

Конкурс "Учебный контент SMART"

Положение конкурса.

Цель конкурса – поддержка и повышение профессионального мастерства педагогов, успешно применяющих интерактивные решения SMART в образовательном процессе. 

Задачи конкурса:
•Идентификация и поощрение активных, творческих учителей школ, гимназий, лицеев, использующих программное обеспечение SMART Notebook на своих уроках;

•Повышение качества создаваемого образовательного контента в программном обеспечении SMART Notebook;

•Выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности среди представителей образовательного сообщества с помощью инновационного сообщества EDGURU;

Участники конкурса
Принять участие в конкурсе методических разработок могут все желающие педагоги, прошедшие регистрацию в сообществе EDGURU и имеющие максимально заполненный профиль. Заявка кандидатур на конкурс осуществляется самовыдвижением. 
 
Организация конкурса 
Конкурс проводится в два этапа. Подробное описание каждого этапа представлено в соответствующем разделе. 
 
Изучение и оценка работ участников конкурса
Методические разработки конкурса на первом этапе будут оценены путем голосования участниками сообщества EDGURU. Отобранные три работы будут оценены экспертной комиссией на втором этапе конкурса. В состав комиссии войдут педагоги,  имеющие статус «Образцовый учитель SMART» и «тьютор  SMART»,  и организаторами конкурса.
 
Призы
Участники конкурса награждаются дипломами сообщества EDGURU и учебного центра DIGIS, а также ценными призами. 

1 место – ПO SMART Learning Suite (3 года бесплатных обновлений).
2 место – ПO SMART Learning Suite (2 года бесплатных обновлений).
3 место – ПO SMART Learning Suite (1 год бесплатных обновлений).

Первый этап конкурса.
 Для участия в первом туре регионального этапа конкурса потенциальному участнику необходимо:
•Пройти регистрацию в сообществе EDGURU.
•Заполнить профиль участника сообщества, включая фотографию и все обязательные поля.
•Опубликовать методическую разработку занятия в разделе сообщества EDGURU – «Уроки» (указать «урок на конкурс» в разделе описания). Работа участника должна быть выполнена в ПО SMART Notebook ( не ниже версии 14) и соответствовать требованиям к публикации образовательного контента, включая пояснительную записку. С требованиями можно ознакомиться по ссылке edguru.ru/blog/edguru/31.html  
 
Методический материал можно опубликовать с 15.11.2016 – 15.02.2017 в разделе «Уроки». Инструкцию о том, как это сделать, можно найти по ссылке edguru.ru/blog/edguru/155.html. 
Тремя лучшими работами первого этапа конкурса будут признаны те, что наберут максимальное количество голосов в рамках открытого голосования между участников портала EDGURU.RU.

Второй этап конкурса
Цифровой контент участников, прошедших во второй тур, пройдут экспертную оценку жюри.
Оценка работ участников конкурса для второго тура будет проводиться по следующим критериям:
•умение претендента разработать материал урока в программном обеспечении SMART Notebook с оправданным применением широких возможностей инструментов данной программы;
•учитывание экранной эргономики, которая должна соответствовать образовательным задачам, 
•наличие методической грамотности, а также грамотное и понятное изложение в пояснительной записке желаемого результата с описанием современных методических приемов использования интерактивной доски SMART Board и ПО SMART Notebook;
•творческий подход к созданию урока.
 
По каждому критерию экспертной комиссией будет выставлена оценка по пятибалльной шкале с последующим подсчетом среднего балла. 
 
Итоги конкурса будут подведены 1 марта 2017 в разделе сообщества «Конкурсы» .
 
 
 
 

 

 

 

Итоги активности педагогов за ноябрь 2016!

Уважаемые коллеги, 

В очередной раз мы подводим итоги программы для педагогов — участников сообщества EDGURU. В данном списке появился новый участник — Татьяна Панкова
Всего за один месяц участия в сообществе педагог попал в рейтинг самых активных участников! Поздравляем!
Весь список:


В копилку каждого из педагогов данного списка добавлено 100 баллов. Баллы можно обменять на призы в разделе поощрения за активности.

С уважением,
Луиза Плотникова.